Добавить в избранное
Терри Гиллиам
Страна приливов (Tideland) Год создания: 2005
Режиссер: Терри Гиллиам
В ролях: Джодель Ферланд, Алдон Адаир, Венди Андерсон, Джефф Бриджес, Салли Крукс, Брендан Флетчер, Джанет МакТир, Дилан Тейлор, Дженнифер Тилли, Кент Волковски и др.
Продолжительность: 122 мин

Терри Гиллиам никогда не гнался за количеством картин в своей фильмографии, его всегда интересовало качество. 2005 год для режиссёра в этом смысле стал годом уникальным. Воспользовавшись простоем на съёмочной площадке крупнобюджетного колосса «Братья Гримм», Гиллиам в кратчайшие сроки успел снять «Страну приливов». Отдохнув душой, режиссёр был вынужден вернуться в «объятья» братьев Вайнштейн. Конечный результат этого противоречивого союза мы уже видели. Теперь пришло время оценить Гиллиама в свободном творческом полёте. Вдвойне приятно, что Россия сможет сделать это первой. В Европе фильм появится только весной, а премьера в США отложена на неопределённый срок.

Десятилетней девочке Джелизе-Роуз с родителями явно не повезло. Немолодой папаша наяривает в разбитной рок-группе, по вечерам отправляясь в продолжительные наркотические трипы, мама сидит на таблетках и героине. Но несмотря на это, дочь любит своих родных, ведь других у неё просто нет. В подружках – оторванные головы кукол. Нездоровый образ жизни сводит матушку в могилу, и Ной (отец) решает увести Джелизу-Роуз в дом своего детства, расположенный в бескрайних просторах пшеничных полей на окраине города. Побег от реальности приведёт их в мрачное царство американского захолустья, где самые смелые городские фантазии выглядят безобидными рождественскими сказками.

Творческая свобода вещь неоднозначная. С одной стороны, тайная мечта большинства ремесленников от кино, с другой – неминуемая гибель для увлекающихся натур. Когда её мало – плохо, когда много – ещё хуже. С первых кадров «Страны» становится очевидно, что Гиллиам решил оторваться по полной программе. Вместе с оператором Николя Пекорини он создаёт редкостный по красоте визуальный ряд, погружение в который происходит почти мгновенно. В этом пиршестве красок можно увидеть отголоски «Бразилии», «12 обезьян», разудалой бесшабашности «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» (к слову, первая совместная работа Гиллиама и Пекорини). Но всё это в деталях, мелочах, умышленном самоцитировании. В глаза же бросается другое – сюжетная стенокардия в исключительно мрачных тонах. Не исключено, что излишняя депрессивность картины являет собой состояние самого Гиллиама во время съёмок. «Страна приливов» выступила здесь в роли громоотвода по отношению к «Братьям Гримм», где режиссёру просто не дали воплотить все свои идеи и задумки. У зрителя фактически не остаётся выбора, или попросту покинуть кинозал, или же принять на себя мощный удар кино-безнадёги от некогда весёлого участника «Монти Пайтон». Но, похоже, о зрителях Гиллиам думал в самую последнюю очередь, создавая художественный артефакт, по большому счёту не нуждающийся в критической оценке.

Вопрос — «смотреть или не смотреть?» — в данном случае вопрос риторический. Поклонники Гиллиама стройными рядами отправятся лицезреть новое творение маэстро, невзирая на любые аргументы. Вопрос лишь в том, нужны ли такому фильму зрители как класс. И он остаётся открытым даже после премьеры.


Кадры из фильма:
   
© 2007